
Проблемы адаптации детей к детскому саду
Дети, придя в садик, всегда проходят период адаптации. Но для каждого ребенка срок адаптации индивидуален. Существуют проблемы адаптации детей к детскому саду и их достаточно много. Если к детскому саду ребенок не адаптировался в течение года, то это сигнал для родителей, что с малышом не все хорошо и нужна помощь психолога. Каждый ребенок реагирует по-разному на незнакомую ситуацию, но есть и общие черты.
Нелегко привыкнуть к новой обстановке единственным в семье детям, особенно тем, кого чрезмерно заботятся, кто привык к особому вниманию.
Хуже всех себя чувствуют в детском саду дети, у которых флегматический темперамент. Они не успевают по темпу жизни в детском саду. Они медленно одеваются, собираются на улицу, едят. Но если педагог не понимает таких детей и начинает их подстегивать, эмоциональный стресс при этом действует так, что дети еще больше затормаживаются, становятся безразличными и еще более вялыми.
Если родители заметили, что у ребенка проблемы с адаптацией, то стоит поговорить с воспитателем. Воспитатель в этом случае должен быть внимательнее быть к такому малышу, следить, чтобы его не дразнили другие дети. Нужно знать, что излишняя требовательность к такому ребенку будет только тормозить его еще больше.
Более тяжело проходят адаптацию к детскому саду дети, у которых в семье происходят конфликты, где родители не общаются с детьми. Дети усваивают невольно плохие черты поведения родителей и это усложняет их отношения со сверстниками. Такие дети, как правило, агрессивны. Если малыш страдает нервными нарушениями, нужно отдавать его в садик не раньше трех лет.
Наблюдения за детьми в период адаптации к детскому саду показали, что возникают сдвиги в детском организме, в его функциональном состоянии, сопровождающиеся сильным изменением в поведении и настроении и другими клиническими проявлениями.
У большинства детей возникают реакции протеста или биологической осторожности. Они могут выражаться в виде страха, плача, негативизма, всеобщей заторможенности или агрессивных действиях. Иногда речевая активность и контакты с детьми снижаются вплоть до их исчезновения. Дети теряют часть навыков, приобретенных ранее. У некоторых наблюдаются нарушения сна, снижается аппетит.
Отмечается в некоторых случаях задержка физического и нервно-психического развития детей. Нельзя судить об умственных способностях малыша в первую неделю пребывания в детском саду. Выявляются соматические изменения в усилении бледности кожи, потере веса, увеличении частоты пульса.
У детей с ограниченными состояниями и часто болеющих детей период адаптации может сопровождаться следующими проявлениями расстройств: энурез (недержание мочи), обострение кожных высыпаний, энкопрез (недержание кала).
Правила и меры по облегчению адаптации детей к детскому саду
Прежде всего, родителям всегда следует расспрашивать воспитателя о поведении своего чада. Также обязательно нужно беседовать с ребенком. При изменениях в поведении ребенка необходимо принимать любые меры.
При организации режима вступающих в сад детей руководством должны разрабатываться специальные мероприятия и принятые правила. Они рассчитаны на период адаптации для облегчения состояния детей, часто болеющих и с некоторыми ограниченными состояниями. Прием ребенка в детский сад должен производиться с педагогом и врачом-педиатром. При осмотре малыша собираются сведения по поведению и состоянию здоровья, анамнезу жизни ребенка. При необходимости назначаются и другие дополнительные меры.
Есть также и правила в период адаптации ведения малыша. Это укороченное время пребывания ребенка в саду. В зависимости от поведения малыша время постепенно увеличивается. Для малыша сохраняются обычные приемы воспитания. Это кормление, сон и т.д. Разрешается свободное время не для сна (участвовать в занятиях или нет, играть одному или со всеми и др.). И пусть ребенок свободно бегает в ортопедической обуви , если есть такая потребность.
Период адаптации детей к саду во многом зависит от опыта педагога, от подготовки ребенка к этому событию родителями, от индивидуальных особенностей ребенка.
Поділитися